|
|
|
|
NEW Microcom1 |
"Долгие роды в муках", сопровождавшие появление на свет нового поколения графических чипсетов, закончились. "Ребеночка" (а точнее, не одного, а целую тройню) наконец-то показали миру. Акселераторы семейства GeForce FX уже доступны не только представителям тестовых лабораторий, но и простым смертным, т. е. покупателям. Однако все мы помним, в какой стране живем и как быстро к нам попадают новинки... Одновременно с GeForce FX к нам добралась и новая линейка DX9-акселераторов от ATI. Чем не повод поставить их рядом? |
Можно без преувеличения
сказать, что GeForce FX на протяжении нескольких месяцев был одним из
самых ожидаемых продуктов. От одного перечисления спецификаций у понимающих
захватывало дух, а заложенные в графический процессор возможности обещали
нечто фантастическое -- едва ли не очередной переворот в 3D-графике, после
которого все прежнее покажется работами примитивистов. Тестеры в нетерпении
потирали руки, фанаты запасались кровно заработанными на покупку нового
"чуда техники" от NVidia... А остроухая полуодетая девочка-эльф
(анимированный 3D-персонаж из "технологического демо" от NVidia
для серии GeForce FX) успела стать чуть ли не главным символом "светлого
будущего" мира 3D. Но час пробил, начали появляться данные о производительности GeForce FX... затем о ценах на карты... и компьютерный мир в недоумении пожал плечами: за такое быстродействие вы хотите столько денег?! Даже ярые поклонники NVidia с трудом решались выкладывать по $450--500 за первые карты на GeForce FX. Дело осложнялось еще и тем, что NVidia резко решила "перепрофилировать" GeForce FX, пустив основную массу чипов в производство профессиональных акселераторов Quadro. В общем, ожидаемого фурора явно не получилось. Тем временем ATI, и до этого не дававшая NVidia спокойно почивать на лаврах, без лишнего шума выпустила ряд новых продуктов. Выяснилось, что старший из них, Radeon 9800 Pro, порой без особого труда обходит конкурента, оказываясь при этом еще и дешевле. Помимо этого, ATI отличилась плодовитостью, выпустив еще несколько новых чипов и переименовав часть старых. В итоге образовалось "полное покрытие" рынка графики, но разобраться в нем самому без толмача теперь уж точно стало не под силу. Собственно, такому "толмачеству" и посвящено наше очередное тестирование. Благо, все необходимое для этого имеется -- карты на всех новых чипах ATI и NVidia уже появляются в продаже в Украине. Перед походом в магазин за новым акселератором, да и просто "для общего развития" хорошо бы составить некоторое представление о том, кто же из них что собой представляет. |
Джон Сильвер сказал бы, что NVidia "бросало, как
маркитантскую лодку" в процессе выпуска чипсета, который "привнесет
кинематографическое качество в 3D". Все мы хорошо помним достаточно
частые смены позиции этого разработчика -- его заявления "колебались"
от весьма оптимистичных и бравурных анонсов нового ядра, которое (в какой
раз!) перевернет мир 3D-графики, до осторожного "Выпустим, но позже.
Техпроцесс не отлажен". И вообще на вопрос "когда?" вполне
вероятно было получить исчерпывающее "When it's done!". Но ничего,
все уже давно привыкли к "долгостроям" в компьютерной индустрии,
и только лишь законченные оптимисты до сих пор верят, что сроки выпуска
в анонсах производителя имеют хоть что-то общее с реальными датами выхода
продукта на рынок.
Главное в другом: в конце концов NVidia "докатилась" до того,
что во всеуслышание заявила -- "Quadra вам, а не GeForce FX!".
То есть для потребительского рынка это ядро будет выпущено ограниченным
тиражом для эксклюзивных продуктов. А основная масса новых чипов пойдет
на рынок профессиональных ускорителей. Ждали-ждали и дождались... Действительно,
как в хорошем кино -- никто заранее не может предсказать концовки. Будем
считать, что первый "кинематографический эффект" NVidia удался
еще до выпуска FX. |
Но на этом все не закончилось. Канадский разработчик
продолжал "добивать" своего конкурента -- Radeon 9700, Radeon
9500/9500 Pro, возвращение обновленного Radeon 8500 под именем Radeon
9100, больше и больше набирающая популярность у пользователей серия Radeon
9000. А крыть все это нечем: GeForce FX как находился в лабораториях разработчика,
так и продолжал там оставаться. В свое время достаточно успешная серия
GeForce4 Titanium даже с "за уши притянутым" AGP 8Х уже никак
не могла конкурировать с новыми чипсетами ATI в верхнем секторе. А в нижнем...
Ну, многие все еще продолжали покупать MX440, но таких становилось все
меньше и меньше. Однако главное заключалось в том, что впервые ATI обошла
своего конкурента не в нижнем и даже не в среднем, а в верхнем ценовом
диапазоне! Разумеется, ее противники вовсю маршировали с плакатами "Даешь
GeForce FX!", убеждая всех (в первую очередь самих себя) в том, что
с выходом этого ядра так неожиданно начавшийся праздник в лагере ATI очень
быстро закончится и NVidia в очередной раз докажет всем, кто же правит
рынком 3D. И, казалось бы, невозможное свершилось -- эта компания не обманула ожиданий своих поклонников (ну, разве что заставила их подождать чуть больше разумного). Мало того, она "выстрелила" сразу целой серией модификаций GeForce FX, видимо, рассчитывая одним махом наверстать все упущенное за это время. |
GeForce FX крупным планом |
Для начала рассмотрим всю серию акселераторов GeForce FX. |
>>>GeForce FX5800 (NV30). Именно то ядро, с которого все и началось. Самая старшая модель в линейке, до последнего времени топовый чип NVidia. Единственная на сегодняшний день игровая видеокарта, оснащенная памятью DDR II.
|
Каждая из вышеописанных модификаций имеет вариант Ultra с более высокими по сравнению с базовой моделью частотами ядра и памяти. Как видно из перечисленного, на сегодняшний день серия GeForce FX включает в себя шесть (!) различных вариантов чипсета NV30, покрывающих практически все сегменты рынка. Во времена GF4Ti модельный ряд верхнего уровня состоял только из трех продуктов, а подобным разнообразием могла похвастаться только бюджетная серия МХ (которая, к слову, имела отдаленное касательство к ядру NV25). Сейчас же NVidia заявляет, что все варианты GeForce FX построены на основе одного -- старшего -- чипа. Так ли это -- мы поговорим чуть ниже, а пока более подробно остановимся на особенностях архитектуры NV30. |
Для начала -- это изменение технологического процесса с 0,15 мкм на 0,13 мкм плюс использование медных проводников. Это позволило увеличить число транзисторов на кристалле до рекордной величины -- 125 млн. Но, раз транзисторов стало больше, значит, и функциональность чипа повысилась? Разумеется. Итак... |
По требованиям DX9 акселератор, поддерживающий этот API, должен иметь два геометрических и два растровых процессора. Новый продукт NVidia "несет на борту" 3 и 4 процессора соответственно. Причем растровые процессоры имеют по три ALU каждый: два -- для целочисленных операций и одно -- для операций с плавающей точкой. |
Далее, как мы уже упоминали, поддержка памяти DDR II с шириной шины 128 бит. Контроллер памяти также был доработан. Кстати, схема его не изменилась -- это по-прежнему четырехканальный коммутируемый контроллер. |
Улучшенный механизм анизотропной фильтрации, существенно снижающий потери производительности при его активации. Качество при этом страдает весьма незначительно. Кроме этого, появился новый режим анизотропии -- 8Х. Алгоритмы сглаживания также подверглись изменениям: добавлено два новых режима -- 8Х и 6хS. |
Значительно повышена эффективность технологий экономии полосы пропускания видеопамяти. Теперь кадровый буфер полностью подвергается сжатию -- компрессируется как информация о цвете (исключительно при использовании MSAA) с коэффициентом до 4:1, так и Z-буфер (информация о глубине). Это позволило значительно снизить падение производительности при включении режима FSAA. Реализованы механизмы Early HSR, Early Z Cull -- т. е. сжатия и раннего отсечения невидимых поверхностей. |
Увеличена точность как целочисленных, так и форматов с плавающей точкой до 10/16 и 16/31 бита на каждый компонент соответственно. Введена поддержка 128-битного цвета.
|
А что у ATI? |
Как мы уже сказали в начале, этот производитель зря времени не терял: мало того, что пока ожидался GeForce FX, он успел "отхватить" достаточно большой кусок рынка производительных акселераторов, так на сегодняшний день ATI является своеобразным рекордсменом по покрытию этого рынка. Судите сами -- в настоящий момент в ее арсенале находится 20 (да, двадцать!) графических чипсетов и их модификаций. |
Вначале этот материал задумывался как обзор GeForce
FX. Однако пока искомый чипсет доехал к нам, параллельно с ним успели
появиться три новых продукта компании ATI -- Radeon 9200, Radeon 9600
и Radeon 9800. Поэтому как-то сам собой обзор трансформировался из
"театра одного актера" в противостояние современных DX9-акселераторов.
|
Описание продуктов |
Ну а теперь самое время познакомиться с теми, кто
будет представлять новые графические чипсеты в нашем материале. Как
известно, чип сам по себе -- просто кусок кремния. Ускорителем он
становится только лишь в составе такого "хитрого зверя",
который получил название "видеокарта".
|
Copyright Microcom Software 2003